ПОДГОТОВКА ЯХТЫ К ЗИМЕ

Как подготовить яхту к зиме? (инструкция для «чайников»)

Подготовка судна (катера, яхты) к зиме будет несколько различна в зависимости от того, где будет зимовать судно: на берегу или на воде (во льду), под открытым небом или в теплом (выше нуля градусов) помещении.

Далее, по порядку, будут описаны мероприятия, которые необходимо выполнить для каждого вида зимовки. Начнем с самого простого:

А. Зимовка в тёплом помещении.

Если у Вас есть возможность поставить на зиму свое судно в гараж, цех или ангар с постоянной положительной температурой, то Вам крупно повезло. Вам не нужно будет делать самую неприятную и самую ответственную работу: обезвоживание судовых систем. Речь о ней пойдет далее, для судов, которые зимуют на берегу под открытым небом или на воде. Итак, за дело:

1. Приведите в порядок палубу и внутренние помещения. Удалите с судна все остатки продуктов и напитков. Снимите и отдайте в стирку постельное белье. Вымойте посуду.

2. Откачайте танк пресной воды, фекальный танк (если он есть) и подсланевые воды.

3. Замените масло в главном и вспомогательном (если он есть) двигателях, масляный и топливные фильтры. Закройте кран подачи топлива на расходном танке.

4. Во время подъёма судна на берег оставьте открытыми все кингстоны (вентили, краны) забортного забора и сброса воды – она стечёт естественным образом. Как я уже говорил, дополнительных работ по обезвоживанию проводить не нужно.

5. Отключите энергосистему судна, зарядите аккумуляторы, снимите с них клеммы кабелей питания.

6. Если судно оборудовано газовой плитой и/или водогрейной колонкой, закройте газовый баллон, отсоедините его от редуктора и удалите с судна.

7. Закройте все двери, люки, иллюминаторы и сдайте, если это возможно, судно под охрану. В течение зимы, пару раз в месяц, наведывайтесь на судно, чтобы убедиться, что всё в порядке.

Б. Зимовка на берегу под открытым небом.

Этот вид зимовки требует более тщательной подготовки судна в части удаления воды из судовых систем: охлаждения двигателей, водоснабжения и фановой (канализации). Порядок выполнения работ тот же, что и в разделе А, за исключением пункта 4. Его необходимо выполнить следующим образом:

4. Во время подъёма судна на берег оставьте открытыми все кингстоны (вентили, краны) забортного забора и сброса воды – она стечёт естественным образом. Последующие операции выполняются тогда, когда судно уже стоит на своем месте зимовки. Вам потребуются 20 – 30 литров (зависит от объема системы охлаждения) самого дешёвого тосола (антифриза):

- Откройте крышку фильтра внешнего контура охлаждения двигателя, выньте оттуда сетчатый стакан – фильтр, очистите и промойте его.
- Закройте кингстон забора воды в контур охлаждения.
- Запустите двигатель.
- Начинайте постепенно заливать в корпус фильтра тосол так, чтобы он всё время был заполнен, до тех пор, пока из отверстия выхлопа (если система выхлопа «мокрая», то есть охлаждающая вода отводится вместе с отработавшими газами) или отвода охлаждающей воды в борту или в транце судна не потечёт жидкость характерного цвета. Для этого Вам потребуется помощник, который будет контролировать процесс снаружи.
- Заглушите двигатель.
- Установите на место стакан – фильтр, закройте крышку забортного фильтра – двигатель готов к зимовке. Аналогичным образом нужно подготовить и вспомогательный двигатель, буде таковой имеется в наличии.

Следующая на очереди – система водоснабжения:

- Откройте все краны на камбузе, в умывальнике, душе и т. д. Включите гидрофор (водяной насос) до тех пор, пока из кранов не перестанет течь вода. Оставьте их открытыми.
- Отсоедините патрубки от гидрофора и слейте воду из ресивера (расширительного бака).
- Снимите манометр. Гидрофор и манометр лучше хранить зимой в тепле, так как удалить из них воду полностью невозможно. Это касается и газовой водогрейной колонки. Её тоже нужно снять и хранить в тёплом помещении.
- Если на Вашем судне имеется бойлер, работающий от системы охлаждения главного двигателя, также слейте из него воду. Воду из бойлера и ресивера можно сливать прямо в подсланевое пространство, а позже откачать её осушительной помпой за борт.
- Для окончательного удаления воды из труб и шлангов – продуйте систему воздухом. Можно использовать компрессор или баллон со сжатым воздухом, но если протяженность трубопроводов небольшая (не более 5 метров), продуйте их ртом, этого вполне достаточно. Небольшое количество воды, оставшейся в шлангах и трубах, не сможет повредить систему. Ни в коем случае не заливайте в систему водоснабжения антифриз!!!

И, наконец, система канализации:

- Здесь всё просто. Несколько раз прокачайте унитаз и душевую помпу, заливая в них антифриз. Это всё!

В. Зимовка на воде.

Самый неприятный способ зимовки для судна, да и для владельца и/или капитана. Подходит только для стальных корпусов, в акваториях, где нет сильной подвижки льда. Так же, как и в разделе Б, различия будут заключаться в пункте 4:

4. Закройте все кингстоны без исключения!!!
Теперь Вы можете проводить обезвоживание судовых систем так, как это описано в разделе Б.