КАПИТАН

«Я был с детства послушненьким мальчиком,
Не грубил я ни папе, ни мамочке.
И учился я в школе прилежненько,
И мечтал капитаном я стать».


Родившись и проведя детство на берегу Чёрного моря, будучи третьим поколением моряков в семье, было бы странно, если я захотел бы стать аптекарем или водителем мусоровоза.

О чём же ещё мог мечтать шестилетний мальчишка, глядя на снующие «из порта – в порт» суда под разноцветными флагами далёких и неведомых стран, на ярко-оранжевые огни портовых фонарей, слушая грохот люковых закрытий и лязг якорных цепей, и вдыхая запахи моря, нефти и цемента? Конечно, он мечтал стать капитаном самого дальнего плавания: в белой с золотом фуражке, с биноклем на шее и трубкой во рту.



В то далёкое советское время, быть моряком загранплавания считалось так же престижно, как быть артистом или дипломатом, и уж точно круче, чем космонавтом. Оно и понятно: для советского человека возможность побывать «за бугром», а в странах «загнивающего капитализма» тем более, была мечтой всей жизни и, чаще всего, мечтой несбыточной.

После нескольких лет скитаний вместе с родителями «по просторам нашей сказочной страны», бремя неизбежного в жизни каждого человека выбора «кем быть, каким быть?» застало меня в Сибири. Сомнений не было, всё казалось простым и ясным: школьные выпускные экзамены, вступительные в высшее инженерное морское училище, и через 5 лет учёбы, я – штурман дальнего плавания, 3-й помощник капитана, и весь мир у моих ног!

Но всё оказалось не совсем так, а точнее, совсем не так, как я себе представлял. Мне неприятно вспоминать и говорить о том времени. Произошла цепь странных событий, прояснить которые мне не удалось до сих пор, «благодаря» которым я не поступил в «вышку». У меня отобрали возможность, но желание-то осталось! И началась непростая, ухабистая и извилистая, долгая дорога к морю.



Первые шаги по ней я сделал на самом красивом, самом большом и самом чистом озере планеты, на латвийском парусном катамаране «Центаврус–38». Волна иностранных туристов, которым было ужасно любопытно, как живут простые люди в ещё не успевшем остыть Советском Союзе, докатилась и до сибирских заимок. Бесценный опыт «дикого» яхтенного чартера, который только-только зарождался в новоиспечённой России, стал основой сегодняшнего байкальского коммерческого яхтинга, правда, не менее дикого.

На экваторе девяностых сбылась мечта о дальнем плавании. Пройдя курс обучения в учебно-тренажёрном центре «Новошип», я приобрёл квалификацию able-bodied seaman (матрос-рулевой 1 класса) для работы на нефтеналивных танкерах. Танкерный флот – элита мирового торгового флота, а VLCC и ULCC (very large & ultra large crude oil carrier) – элита танкерного флота. Мне довелось работать на этих фантастических (во всех смыслах) судах в роли first helmsman (первого рулевого; в дальнейшем - 3-го и 2-го штурмана). Это значит, что помимо вахтенного расписания – сложные судоходные участки или метеоусловия, подходы-отходы, работа с лоцманом, etc. – я у штурвала. Не могу передать словами, что значит своими руками управлять движением колосса размером в четыре футбольных поля и высотой с 12-этажный дом: «дастиш фантастиш!»



VLCC стоит на самой большой площади города Иркутска. На палубе VLCC стоят Airbus A320 (самый массовый пассажирский самолёт) и 50-футовая яхта Jeanneau Sun Odyssey.

Шло время, гребной винт, скручивая в тугую спираль, отбрасывал за корму тысячи миль, и ко мне пришла мысль, ставшая афоризмом: лучше быть капитаном на маленьком корабле, чем матросом на большом. Решив завершить танкерную карьеру, я сдал квалификационные экзамены и получил диплом яхтенного капитана, благо опыта у меня было предостаточно. По возвращении к берегам «славного моря» сбылась мечта детства – я стал капитаном. Правда, не «большого атлантического лайнера», а весьма скромной круизной яхты, но ведь - Капитаном! Казалось бы, чего больше? Но кое-что осталось…



Чтобы совершить полноценное кругосветное плавание, необходимо и достаточно соблюсти несколько условий: пересечь нулевой и 180-й меридианы, дважды пересечь экватор и вернуться в пункт отхода. Я прошёл почти все океаны (кроме Северного Ледовитого), побывал почти на всех континентах (кроме Антарктиды), много раз пересекал экватор и нулевой меридиан. Непройденными остались «линия перемены дат» и «морской Эверест» – мыс Горн. Для того чтобы соблюсти условия «кругосветки», совсем не обязательно штурмовать «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые». Вполне достаточно просочиться из Атлантики в Пацифик сквозь бутылочное горлышко Панамского канала. Но мыс Горн не даёт мне покоя! Когда я представляю, как паруса моей яхты, словно крылья альбатроса, накрывают характерный силуэт крошечного островка среди свинцовых волн пролива Дрейка, сердце замирает от восторга и восхищения! И мне становится жаль тех, кто уже испытал это, и я завидую сам себе в том, что ещё предстоит.



А что касается дороги к морю, так я иду по ней до сих пор…

Биографическая справка

Дата рождения: 02 октября 1969 года.
Место рождения: г. Новороссийск.
Образование: высшее; Новосибирская государственная академия водного транспорта, факультет судовождения.
Профессиональные возможности: Cyprus Maritime Authority OICNW License; яхтенный капитан; капитан прогулочных и коммерческих маломерных судов; капитан – механик судов ВВП; ВПКМ судов до 500 р.т.; удостоверение ГИМС – парусные и моторные суда в районе GMDSS A1; преподаватель судоводительских дисциплин.
Семейное положение: да.